|
С чем и как я приду воевать с этой обезьяной? У неё в руках дубина, а у меня что? Университетское свидетельство!
Юрий Домбровский
He sat alone in the darkness, gazing at the dying fire, and seeing faces in it. The last face was so horrible and so simian that he gazed at it in amazement. It got so vivid that, with a little uneasy laugh, he felt on the table for a glass containing a little water to throw over it.
William White Jacobs |
|
|
Четыре священных бабуина.
Продолжаем развлекаться с поиском сферической перспективы в древней живописи. На сфотканных мной артефактах из каирского Египетского музея, в виньетках из «Книг мёртвых» приведены бабуины, расположенные по уже знакомой нам схеме преобразования из полярных координат:
Согласитесь, композиция напоминает уже виденных слонов:
Однако легенда совсем другая — если слоны-диггаджи это метафорическое изображение розы ветров, то про бабуинов найти в интернете ничего толкового сходу не удалось. Пришлось обращаться к специалисту-египтологу. По легенде, четыре священных бабуина охраняют огненное озеро, которое встречает в загробном мире грешная душа. Жидкий огонь символически изображён красными стрелками. Если душа попадёт в огненное озёро, то ей там светит что-то типа христианского ада (идея которого, собственно и была содрана ранними христианами с древнеегипетского Дуата), праведная же душа видит в озере вместо жидкого огня чистую воду. На первой картинке певица-жрица по имени Тауджара несёт стебель папируса (вадж), на котором сосуд с чистой водой, которой она собирается нейтрализовать очищающую стихию огня. Обезвредить бабуинов можно силой (видимо, тем же ваджем), или если прочитать правильное заклинание, после которого они покоряются умершему.
Уже со знанием этих деталей (недостающим ключевым словом было lake of fire, по картинке не очевидно, что прямоугольник это озеро, а красные стрелки — это не стрелки, а струи жидкого огня из жаровен) удалось найти и другие аналогичные изображения из «Книги мёртвых». Например вот эта виньетка, так же как и первая картинка, из «Книги мёртвых», принадлежавшей певице-жрице 11 века BC:
Вот ещё одна, из самой подробно изученной «Книги мёртвых» писца Ани:
И вот ещё одна, из туринского Египетского музея, найденная на фликре без музейного описания, но судя по бородке, принадлежащей усопшему мужчине:
При помощи TinEye удалось найти кой-какую атрибуцию по датировке, хотя кому принадлежала данная «Книга мёртвых» так и осталось неясным.
Ещё одна виньетка, на которой сохранилось только 2.5 бабуина, зато вместе с другим божеством Дуата, Аматом — льво-гиппопотамом с крокодильими челюстями, пожирающим грешные души, если их сердце оказалось тяжелее страусиного пера на ритуальном взвешивании у Осириса:
Это похоже на незаконченный рисунок, пострадавший от времени (например, еле видны 6 огненных струй из озера и контуры третьей обезьяны, но четвёртый бабуин похоже так никогда и не был нарисован).
Также удалось атрибутировать изображаемую историю, как 126-е заклинание «Книги мёртвых», идущую как необязательная вариация после известного 125-го заклинания при ритуале взвешивания сердца умершего. Само 126-е заклинание, как оно приведено в папирусе Ну (перевод А. К. Шапошникова):
|
Глава о питье воды и о том, как не быть сожжённым огнём в Харт-Нитр.
Ну говорит: Славься, телец Запада! Я прибыл к тебе. Я — лопасть весла бога Ра,
там, где он перевозит Древних Богов. Да не буду я ни обожжён, ни уничтожен огнём. Я
есмь Биб (Бабаи), первородный сын Осириса, которому всякий бог делает приношение
в храме его Ока в Гелиополе. Я божественный наследник, могущественный, великий,
покоящийся. Я сделал моё имя процветающим.
Приносящий, ты живешь во мне всякий день.
Глава о том, как не быть сваренным в огне.
Ну говорит: Я есмь лопасть весла, снаряженная, там, где Ра перевозит Древних
Богов, которая вздымает извержения Осириса из озера полыхающего пламени, и он не
был сожжён. Я сел подобно богу Света и подобно богу Хнаме (Хнум), повелителю
львов. Приди, перережь путы на том, кто проходит по боковой стороне этой тропы, и дай мне пройти вперед оттуда.
|
|
В той же книге Шапошникова приведены тексты заклинаний и из других папирусов, некоторые весьма многословные.
В более широком контексте Баби, сын Осириса — египетское божество в облике бабуина, препятствуещее попаданию умершего в Дуат (загробный мир), точнее на Поле Тростника (аналог христианского рая). Также по разным источникам от 4 до 8 бабуинов сидят на носу ладьи бога Ра — похоже, это те же бабуины, что стерегут подземное огненное озеро (по которому Ра-солнце еженощно возвращается на восток). Вот они уже в обычной плоской перспективе:
Согласно Тейлору, в сюжете с огненным озером помимо бабуинов также могут встречаться священные кобры (eight uraeus serpents, p. 217, fig. 68). Священные кобры традиционно считаются предковыми формами авраамических серафимов. Говоря о кобрах, автор ссылается на рис. 68 который изображает этот сюжет из папируса Ани — но никаких 8 кобр на изображении огненного озера нет, только четыре бабуина и четыре фонтана огня, см. выше... Кроме того, вся «Книга мёртвых» Ани доступна на викимедии, она конечно длинная, но вроде никаких священных кобр там нет. Найти этот рисунок из книги в сети мне не удалось, так что пришлось написать автору.
На удивление, он ответил. Сказал, что действительно на этом рисунке из папируса Ани, также, как и из папируса Ну священных кобр нет, но прислал скан из книжки E. A. Wallis Budge, где автор приводит список с неатрибутированного источника:
Заодно удалось найти другое изображение священных кобр в контексте озера огня:
Змей только две, но видимо вариативность сюжета велика.
А вот что по Тейлору отвечают священные бабуины на заклинание (обещают кружку загробного пива):
В общем, преодолеть озеро огня и бабуинов возможно…
|